После того как в 1760 году начались работы по реставрации янтарных панно, в
Царское Село были приглашены пять мастеров янтарного дела (Фридрих и
Иоганн Роггенбуки, Иоганн Вельпендорф, Генрих Вильгельм Фриде и его брат Клеменс), старшим из
которых был Фридрих Роггенбук.
Здесь образовался своеобразный центр, где не только осуществлялась реставрация панно Янтарной комнаты
и многих янтарных вещей, но и выполнялись самостоятельные работы. Кто именно делал каждую вещь - неизвестно,
но несомненно одно: отвечал за эти работы Ф. Роггенбук, уже сложившийся кенигсбергский мастер, который
одновременно являлся и хранителем Янтарной комнаты. Несколько вещей из царскосельской коллекции, очень разных
и по стилю, и по уровню исполнения, составляют два комплекта.
Первый из них предназначен для игры в шахматы и тавлеи. Входящие в него предметы имеют строгие формы: стаканчики и шашки - гладкие
круглые, с токарно обработанными бороздками; шахматные фигуры - классической формы, на таких же
круглых точеных подставках. Использование янтаря двух видов, прозрачного и непрозрачного,
позволяло игрокам различать партии. Самая сложная вещь - футляр для шашек с деревянным каркасом,
облицованным янтарной мозаикой, состоящей не из прямоугольных, а из фигурных пластин, вырезанных
по лекалу. Интересно, что в качестве игровой доски выступал сам футляр для шашек.
Второй комплект составлял так называемый "Кавалерский прибор", исполненный мастерами в
Царском Селе в 1767 году. Этот набор мужских туалетных
принадлежностей дошел до нас не полностью.
В него входили: тазик для бритья, мыльница, футлярчик для мазей, табакерка, две запонки, фляжечка,
баночка для помады, зубная щетка, щетка для одежды. Предметы не связаны между собой ни по своим габаритам, ни стилистически. Самые значительные и
красивые вещи - это тазик и мыльница.
Тазик имеет овальную форму и собран из отдельных узких пластин, веерообразно расходящихся от центральной розетки. Он кажется бескаркасным, но в нем
между двумя слоями янтарных пластин спрятан тонкий металлический каркас, а наружный ряд пластин,
образующий бортик тазика, имеет посредине зазор, в который входят края каркаса. Мыльница с
крышкой в форме ананаса как будто вырезана из цельного янтарного куска, но это тоже мозаика из
тщательно подобранных одинаковых по цвету кусочков, посаженных на золоченый металлический каркас.
Хотя наличие каркасов вообще характерно для янтарных изделий XVIII века, но использование
тонкого металлического каркаса, его маскировка являются новшеством, оказавшимся удачным, если
учесть, что эти вещи существуют уже более 150 лет без реставрации и находятся в хорошем
состоянии.
Среди работ, выполненных в России, обращают на себя внимание еще две вещи.
Первая - резной медальон с барельефным поясным портретом Елизаветы Петровны, выполненный
по гравюре живописного оригинала работы Луи Каравакка, скорее всего, в 70-х годах XVIII века.
Мы не знаем точно, кто создал этот медальон, но известен только один мастер, который в России в
то время мог быть автором подобного произведения, - Иоганн Роггенбук, специализировавшийся
на рельефной резьбе по янтарю (его работой для Академии художеств был резной медальон,
изображающий Венеру и Купидона).
Вторая примечательная вещь - маленький прозрачный самоварчик со вставной трубой, в точности повторяющий настоящий медный самовар. Самоварчик был
создан, видимо, в XVIII веке.
Художественная обработка янтаря в Петербурге продолжает развиваться, и последним
всплеском этого искусства в XVIII веке становятся работы мастера Иоганна Фая, создававшего
из янтаря и слоновой кости сложные композиции в виде классических храмов и обелисков для дворца в
Павловске. Аналогичное настольное украшение находилось и в Царском Селе -
храмик из слоновой кости с мелкими янтарными деталями, стоявший в павильоне "Агатовые
комнаты". Храмик, к сожалению, погиб во время Второй мировой войны.
<< >>
|